Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, рассматривается как основная часть государственного управления в целом. В настоящее время возникает определенная необходимость в государственном регулировании по охране окружающей среды и природопользованием, это связано прежде всего с тем, что возникла острейшая проблема экологической безопасности.
Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнений конкретных требований законодательства об окружающей среде. Если рассматривать предмет по экологии, то можно проследить определенную тенденцию, что в нем речь идет о распоряжении природными ресурсами, об их обеспечении рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, о защите экологических прав и законных интересов, и юридических лиц. Управление природопользованием и охраной окружающей среды обеспечивает реализацию экологического законодательства.
Управление выступает как средство формирования общественных эколого-правовых отношений, все это образует право окружающей среды. Вопросы государственного контроля и надзора остаются наиболее актуальными, т.к. без контрольно-надзорных полномочий невозможно реализовать функцию государственного управления, потому что они составляют определенную часть государственной власти и обеспечить, и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при провидении государственного контроля, осуществляет устранение выявленных нарушений и применение конкретных мер юридического воздействия, в отношении нарушителей, все это зависит от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных полномочий. Актуальность темы исследования, заключается в том, что управление представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, при этом оно обладает определенным механизмом такого воздействия, включающим цели управления, формы, методы, принципы управления.
Цель исследования контрольной работы, заключается в том, чтобы изучить управление и контроль в области охраны окружающей среды.
Задачи контрольной работы заключаются в том, чтобы рассмотреть функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды и экологический контроль, а также решить задачи.
Объектом исследования данной контрольной работы является рассмотрение управления и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.
Предметом является система государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
1.Функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды
Управление в сфере окружающей среды и природопользования регулируется различными нормативными правовыми актами разной юридической силы, но это не способствует качеству управленческой деятельности. Роль государственного управления в сфере охраны окружающей среды определяется конкретным значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Если рассматривать триаду субъектов -гражданин, организация (предприниматель), государство-государственные органы, то они занимают значительное место в управлении. При этом они обладают особыми правовыми, административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, также появляется определенная возможность в необходимости к государственному принуждению. На них возлагается ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере и государственного управления определяется тем, что путем последовательной реализации конкретных требований законодательства распоряжениями природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается при соблюдении экологических прав, а также законных интересов человека и гражданина. В рамках управления достигаются всегда цели, поставленные правом окружающей среды и его эффективность. Согласно экологического законодательство, что задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются по - разному, все это зависит от содержания самого управления, в рамках которого оно осуществляется или другого вида управления, по- разному рассматривается.
Управления складывается из разнообразных функций. Функция управления представляет собой определенную направленность по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К этим функциям относятся: создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; подзаконное нормотворчество; координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; управление природными ресурсами; планирование по использованию природных ресурсов; распоряжение (управление) природными ресурсами; планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды; экологическое нормирование; экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; экологическая сертификация; экологический аудит; наблюдение за состоянием окружающей среды; учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды, а также вредных воздействий; контроль за использованием и охраной объектов природы; разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды; экологическое лицензирование. Советский ученый Власов В.А., приводит следующую классификацию субъектов государственного управления в рассматриваемой области по определенным критериям, они приняты в административном праве это зависит от: федеративного устройства России; организационно-правовых форм; характера компенсации. К органам общей компетенции, которое осуществляет государственное управление с использованием и охраной природных ресурсов относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент и Правительство России; администрация субъектов РФ и органы местной администрации (в приложение 1 приведена структура органов государственного управления РФ в сфере и охраны окружающей среды).
Согласно действующего принципа разделения властей, роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды считается минимальной. Она сводится к тому, что необходимо всегда принимать определенные решения по объявлению зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии со ст. 58 и 59 Закона «Об охране окружающей среды». На парламент возлагаются контрольные полномочия, они предусмотрены в Конституции РФ, а также они имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Все полномочия принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и при этом решается вопрос о доверии Правительству России. Государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения конкретных целей, которые в основном направлены на поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, при этом происходит осуществление контроля со стороны Государственной Думы за определенной деятельностью Правительства РФ, при котором закладывается необходимый бюджет, он служит наиболее важной функцией в управлении. Контроль за исполнением бюджета, по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному введению обеих палат Федерального Собрания. В результате регулярного проведения контроля от имени Федерального Собрания осуществляет специально созданный орган - это Счетная Палата. Природоохранительная деятельность Президента России регулируется различными актами, включая Конституцию РФ.
К наиболее важным функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, необходимо отнести основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество: организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Правительство РФ осуществляет свою деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды самостоятельно или через созданные специальные структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области занимается Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды, он был создан в 1997 году. Вспомогательным органом Правительства РФ является Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию, которая действует на основе Положения от 14 февраля 1997г. Характеристика деятельности органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды нужно подчеркнуть, что все эти органы осуществляют свою деятельность самостоятельно и совместно со специально уполномоченными органами в данной области, по их конкретным предложениям решаются задачи по выработке и реализации государственной экологической политики, а также участвуют в разработках государственных экологических программ. В органах общей компетенции определяется порядок по осуществлению некоторых функций государственного управления в природопользовании и охране окружающей среды. В настоящее время Правительство РФ определяет порядок осуществления конкретных функций управления. Подготовка и принятие управленческих решений по нормированию, государственной экологической экспертизе, определению платы за природопользование и загрязнение окружающей среды не относится к органам общей компетенции.
Все эти органы заняты специальной компетенции, но органы общей компетенции не должны вмешиваться в этот процесс. Если рассматривать природоохранные меры, как предоставление лицензий на природопользование, то эти лицензии выдаются в соответствии с законодательством и, Правительством РФ и уполномоченными природоохранными органами.
При решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы значительная роль специализированных органов управления, действующих на различных уровнях. На них возлагаются наиболее важные функции, которые в основном связаны с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и другое. К специализированным относятся органы, которые созданы для решения определенных задач в сфере взаимодействия общества и природы. Власть этих органов по рассмотрению специальных вопросов охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их чаще называют межотраслевыми или над ведомственными органами.